
Компьютер в наше время стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет, конечно же, уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование. Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих девиантное поведение у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу. Преодолеть нежелательное воздействие компьютера можно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников. Наша задача сегодня – обеспечение безопасности детей, не способных иногда правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают. Цель: формирование информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности школьников.
Темпы информатизации оказались столь быстрыми, что и семья и школа оказались не готовы к угрозам нового типа, методы борьбы с которыми еще только разрабатываются.
Какие же опасности ждут школьника в сети? Это:
1. Сайты порнографической направленности;
2. Сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие: экстремизм, национализм, фашизм.
3. Депрессивные молодежные течения. Ребенок может поверить, что шрамы – лучшее украшение, а суицид – всего лишь способ избавления от проблем.
4. Наркотики. Интернет пестрит новостями о "пользе” употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления "зелья”.
5. Сайты знакомств. Виртуальное общение разрушает способность к общению реальному, "убивает” коммуникативные навыки подростка.
6. Секты. Виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам "проникнуть в мысли” и повлиять на взгляды на мир.
Это далеко ни весь список угроз сети Интернет. Любой школьник может попасть на такие сайты случайно: кликнув по всплывшему баннеру или перейдя по ссылке. Есть дети, которые ищут подобную информацию специально, и естественно, находят. Кроме этого, появились психологические отклонения, такие как компьютерная и Интернет – зависимости, игромания (зависимость от компьютерных игр).
Чтобы преодолеть негативное воздействие сети Интернет на детей, в школе должна проводиться целенаправленная воспитательная работа учителей совместно с родителями. Должна быть выработана единая стратегия безопасности, возможно даже своеобразный кодекс.
Многие школьники, общаясь в сети Интернет, даже не задумываются о том, что существует целый свод правил для общения и безопасности (в принципе, похожих на те, которыми мы пользуемся в жизни).Ведь ни один школьник не будет рассказывать незнакомому на улице личную информацию о себе, между тем, в сети Интернет это считается абсолютно нормальным. Дети могут написать свой адрес и телефон, сведения о родителях, не всегда задумываясь о целесообразности своих действий. Кажущаяся анонимность и безопасность часто провоцирует школьников на поступки, на которые в реальном мире они бы не решились. Этим пользуются различные преступники. Воспитывать культуру поведения в сети Интернет необходимо начиная с раннего детства. Простые беседы о том как можно, а как нельзя себя вести, какие последствия бывают за те или иные действия, инструкции по безопасности в сети в наше время просто необходимы школьникам. Полезно создать в школе «Совет по Интернет – безопасности», в рамках которого учащиеся будут изучать и создавать проекты по данной тематике, проводить доклады и заседания. Это позволит воспитать в школьниках ни только культуру общения в сети, но и привить нравственность, ответственность за использование и передачу информации.
Еженедельно ребятам напоминаются правила поведения в сети Интернет. Сегодня вновь в каждом классе была проведена беседа о безопасном Интернете.